Дорогие друзья , всегда помните, что любой приезд в Израиль-это лишь повод вернуться сюда вновь!!!Мой маил mishanka62@ gmail.com Моя профессиональная страничка в Фейсбуке https://www.facebook.com/mishanka.kendis/ Пишите, я всегда "на посту"...:-)

среда, 20 июля 2011 г.

Булгаковский Иерусалим.


Вместо вступления.

Во многих городах проводят тематические экскурсии по художественным произведениям и фильмам – по Нью-Йорку водят по «следам» героинь фильма «Секс в большом городе», по Риму «лучший экскурсовод» – отлученный от церкви Ден Браун, «Булгаковская Москва» также собирает немало почитателей.
Переплетение двух столь разных линий и тем у Булгакова дает нам уникальную возможность пройти с его романом и по такому великому городу как Иерусалим. В России нет, наверное, произведения более любимого и непонятого, чем «Мастер и Маргарита». Однако мне кажется, что почитателей больше, и многие, имея несколько свободных часов в этом уникальном городе, захотят посвятить их довольно необычной экскурсии.



План экскурсии:
  • 8.00-9.00- Церковь "Петушка" – Питер Эн Геликанте. Дом первосвященника Каяфы, куда Иисуса привели ночью перед казнью.
  • 9.20-9.50- Смотровая  площадка перед Стеной Плача в Еврейском квартале.
  • 10.15-11.00- Вход в  исторический  музей Иерусалима "Башня Давида". Считается, что именно здесь был знаменитый дворец Ирода. Яффские ворота.                                                                                          
  • 11.25-11.55- Могила в саду. Протестантская Голгофа.
  • 12.30-13.30 –Обед.
  • 13.45-14.30- Крепость Антония – первая станция Виа Долороза.
  • 15.00-15.45- Гефсимания, по Булгакову – место убийства Иуды из Кирияфа.
  • 16.00-17.00- Музей Израиля .Макет Иерусалима периода Второго Храма.


1) Церковь «Питер эн Галиканте»
Пилигрим из Бордо 333 г. писал: С той же дороги подымаешься на Сион и видно место дома первосвященника Каиафы и до сих пор находится здесь столб, у которого бичевали Христа.

Между  457 и 459 годами императрицей Евдокией была построена базилика, посвященная Петру.
В 1100 году крестоносцы восстановили базилику, которой дали имя “Галликантус”. В мае 1887 года отцы ассумпционисты основали постоянный фонд в Иерусалиме. Первым настоятелем стал о. Жозеф Жермен Дюран. Он в мае 1888 года начал раскопки на этом месте. Были обнаружены: мозаика середины века, предметы христианского богослужения, два фундамента разных церквей, проложенные как раз в том месте, где находились служебные помещения некоторых важных еврейских зданий. Эти подвалы датируются Хасмонейским и Иродианским периодами. На территории монастыря были открыты также ступени древней лестницы, построенной, по-видимому, в хасмонейскую эпоху. Cтрашный подземный каземат, имеющий одиночный карцер, наподобие каменного мешка с узким горлышком наверху, через которое спускали вниз заключенного. Современная церковь была построена в 1920 году в нововизантийском стиле и освящена в 1931 году.
Находясь на территории монастыря, нельзя не остановиться на смотровой площадке, построенной на склоне горы и не насладиться открывающимся оттуда видом. Это лучшая точка, откуда хорошо видно, как соединяются вместе две основные долины, между которыми был расположен древний Иерусалим, Долина Сыновей Енномовых (Гей бен Енном, или Геенна огненная) и Кедронская долина. Внизу, среди деревьев, можно увидеть верхушку минарета, построенного над Силоамской купелью (Брехат а-Шилоах), воды которого по слову Иисусаткрыли глаза слепорожденному


2) Смотровая площадка Котеля(Стены Плача)
Храмовая гора- На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) — иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм в X веке до н. э. В 586 году до н. э. Первый Храм был разрушен Навуходоносором.
После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения в 515 году до н. э. был построен Второй Храм.

Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 год до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом.

Возле стен Храмовой горы молились евреи с 4 века (по словам пилигрима из Бордо) или на масличной горе…с 16 века – возле Котеля.
Вход через Сионские ворота  в Еврейский квартал. Смотровая площадка находится недалеко от входа  на площадь  Стены Плача.
3)Дворец Ирода и Яффские ворота…
Дворец Ирода:
К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф Флавий сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья.

Современная Иерусалимская стена – одна из древнейших в мире, простоявших почти уже пять веков в полной целостности и почти без изменений. Она была сооружена в 1535-1542 годах архитектором Синаном, при турецком султане Сулеймане Великолепном. Ее длина, на протяжении которой имеется 35 башен и 7 функционирующих ворот, составляет 4030 метров.

Примечание:
Можно совершить экскурсию по самой стене, хотя для пожилых людей она несколько утомительна, но желающие могут попасть туда через кассы у Шхемских или у Яффских ворот.

Яффские ворота:
По-арабски они называются также Баб эль-Халиль. Эти ворота можно назвать главными парадными воротами города, так как через них входящие попадают в самый респектабельный деловой центр Старого города. Называются они так по имени двух городов, к которым ведут две дороги, начинающиеся от этих ворот, на запад  Яффа (Яффо) и на юг  Хеврон (по-арабски эль-Халиль) и построены в 1538 году при султане Сулеймане Великолепном, о чем свидетельствует арабская надпись на стене с внешней стороны от ворот. Но эти важные для коммуникации ворота имели один существенный недостаток  через них невозможно движение крупного автотранспорта. Это особенно стало ощутимо ко времени визита в Иерусалим германского императора Вильгельма II в 1898 году, пожелавшего въехать в город на  автомобиле. Тогда было решено разобрать небольшую стену, соединявшую ворота с цитаделью Давида, засыпать ров, окружающий цитадель, и проложить на этом месте широкую дорогу.

4)Могила в саду:
(Garden Tomb) к северу от Шхемских ворот, арабский квартал Шейх-Джарах
Могила сада была открыта в 1867 и определена как Гроб Господень британским генералом Чарльзом Джорджем Гордоном в 1882 году. Участок с могилой, подземной цистерной и другими археологическими объектами был приобретен в 1894 году Обществом Сада Гроба Господня, учрежденного в Лондоне для сохранения Гробницы и почитания ее как Святыни.

По Булгакову это место больше подходит для казни Иешуа – оно находится примерно в 2 км. от Яффских ворот и именно туда направилась кавалерийская ала, которая  была послана охранять место казни.

5) Крепость Антония:
"Ноги сами несли Иуду ,и он не заметил ,как  мимо него пролетели  мшистые страшные башни Антония,он не слышал трубного рева в крепости ,никакого внимания не обратил  на конный римский патруль с факелом, залившим тревожным светом его путь". М.А.Булгаков.

В северо-западной части храмового комплекса Ирод в 35 году до нашей эры перестроил крепость "А-Бира" (Бирта –арамейский, Барис - греческий) и переименовал ее в крепость Антония – в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Сейчас здесь находится арабская школа для девочек  Амадия.


Станции
Большинство станций и сцен описаны в Евангелиях, таковы следующие:

I станция– Претория, суд Пилата (Иоанн 18:28-38); освобождение Вараввы (Матфей 27:16-26);
II станция – бичевание Иисуса (Иоанн 19:1-3); вручение креста (Иоанн 19:16-17);
V станция – принятие креста Симоном Киренеянином (Марк 15:21);
VIII станция – обращение Христа к женщинам Иерусалима (Лука 23:27-31);
X – XII станция – распятие (Матфей 27:33-36);
XIII – XIV станция – миропомазание и положение в гроб (Иоанн 19:38-42).

Следующие сцены не включены в Евангельское повествование, но тем не менее представляются исторически вполне вероятными:
1. Встреча Иисуса со своею Матерью – III станция;
2. Женщина, вытирающая пот с лица Христа – VI станция;
3. Три падения –   IV, VII, IX станции.


6) Макет Иерусалима периода  2 Храма.
Музей Израиля - Иерусалим, ул. Рупина

Чтобы узнать, каким был Иерусалим 2000 лет назад, в музее Израиля демонстрируется макет Иерусалима эпохи Второго Храма - копия города в масштабе 1:50. Посмотрев на него, можно понять, как выглядел город в 66 г. незадолго до того, как римляне разрушили его. Макет, который размещен рядом с Храмом Книги, создал археолог, профессор М. Ави-Йона. Макет практически полностью соответствует описанию Иосифа Флавия  и показывает город  почти  в  том виде, каким видел его Иисус (за исключением  маленьких изменений типа "третьей городской стены ", которую начали строить уже после Иисуса, в период правления Ирода  Агриппы, внука Ирода Великого,  в 41-44 годах нашей эры)…
Судя по точности описания Иерусалима самим  Булгаковым  можно быть уверенным в том, что он досконально изучил труды Флавия  и других историков, писавших об Иерусалиме. Для многих людей главы Булгакова об Иерусалиме  были "путеводителем" по этому городу…

ГЕФСИМАНИЯ (главная остановка и рассказ).
Сейчас мы находимся в месте под названиемГЕФСИМАНИЯ, в роще оливковых деревьев. Именно сюда привел своего героя Иуду из Кириафа Михаил Булгаков.

Что же это за человек-Иуда из Кириафа?
Молодой человек, красивой наружности, у которого "одна, но трепетная страсть" - любовь к деньгам. Он работает в меняльной лавке своего родственника, и деньгами занимается постоянно. Ну как же ему их не полюбить…

Что же привело нашего героя в столь поздний час за город, в безлюдное в это время суток место под названием Гефсимания? Могу сказать одним словом – любовь… Да, он любил… Любил страстно и безответно… Девушку его мечты звали Низа… И он мчался к ней на свидание на "крыльях любви". Хочу вам заметить, что мы пришли сюда практически тем же путем, которым пришел Иуда 2000 лет назад.  Цель нашего героя близка - еще мгновение, и он встретит её. Низа! Но что-то пошло не так, как хотелось бы Иуде. Низы не было. А вместо неё ему на встречу вышел мужчина с чем-то блестящим в руке. Оказывается, как тонка нить между жизнью и смертью - всего 30 сребреников. И  Иуда надеялся ухватиться за эту нить... Но!!! И тут, дамы и господа, мы вынуждены сделать паузу и мысленно вернуться к одной из наших предыдущих остановок у Яффских ворот

Именно там мы оставили нашего неутешного друга Леви Матвея, когда  последовали за Иешуа га Ноцри в сторону Лысой горы, где должна была состояться казнь. А бедный Леви Матвей был в ужасе от того, что он никак не мог помочь Иешуа избежать мучений. Он метался по городу, и вдруг его осенило. Он забежал в первый попавшийся магазин на шуке, который оказался хлебным и, схватив там нож, бросился наутек. Стоп, стоп - хлебный магазин??? Мы ведь помним, что действие разворачивается во время Песаха. Как же может быть открыт хлебный магазин.??? Я уверен, что и Булгаков это знал и понимал. И в первоначальном варианте его книги Леви Матвей забегал в мясной магазин. Но нож в мясном магазине был грязный, ржавый, с потеками крови. И Булгаков не мог позволить, чтобы Леви Матвей даже подумал убить Иешуа таким ножом. Ведь образ Иисуса – это самый чистый, самый невинный образ в истории, и таким он и должен остаться даже во время казни, именно в момент смерти. И еще одна "игра слов" : место рождения Иисуса – Бейт Лехем - на иврите – дом хлеба, а на арабском – Бейт Лахм - дом мяса. Да, но при чем тут весь этот рассказ и как он связан с тем действом ,которое происходило здесь??? Сейчас, сейчас мы все узнаем. Нож, нож, нож. Именно он является тем мостиком, который соединяет оба сюжета. Да, это был именно тот нож, который украл Леви Матвей, и которым он не успел избавить Иешуа от мучений на кресте. Как он мог попасть сюда? Мы помним, что Леви Матвей таки добрался до места казни, но поздно - место было оцеплено солдатами, и он не смог убить Иешуа во имя спасения от мучений. И нож у него отобрали. И попал тот нож к Афранию, начальнику тайной стражи Понтия Пилата. И теперь мы можем проследить всю цепочку и понять, кто же стоял за смертью молодого человека Иуды из Кириафа, любившего деньги и женщин, но так и не ставшего счастливым. После того, как я рассказал вам сюжетную линию книги, мне хотелось бы вернуться к её философской части.

Почему в "Евангелиях от Булгакова" как часто называют книгу "Мастер и Маргарита", автор ни словом не упомянул о связи между Гефсиманием и Иисусом, ведь он наверняка знал о том, как трактует историю официальная христианская религия?
Почему он привел Иуду умирать именно сюда, ведь синоптические евангелии нам говорят совсем о другом сюжете? На мой взгляд, он просто хотел этим сказать, что за все надо платить и ничего в жизни не остается безнаказанным… Предательство - это одно из самых гнусных человеческих качеств. Предательство за деньги - гнуснее в тысячу раз. Уверен, что многие из нас разделят эту точку зрения гениального русского писателя Михаила Булгакова. И закончить свой рассказ об этом месте мне хотелось бы словами российского писателя Федорова, который в конце 19 века писал: "В продолжение двух тысячелетий на землю эту упали ливни крови: кости сваливались, как хворост, и дикие бури-войны бушевали во имя Христа. Иерусалим разрушался и возникал много раз, но в Гефсиманском саду растут те же сизые маслины, те же красные цикламены качаются среди камней, как огненные бабочки. И люди остались те же".

Послесловие: Я прекрасно понимаю, что у каждого свой Булгаков и ни в коей мере не претендую на  то, чтобы кому то что то навязывать. Мне просто хотелось поделиться с вами  своими  размышления  и своим маршрутом экскурсии по "Булгаковскому Иерусалиму". Это была моя дипломная работа  на курсах  экскурсоводов в Иерусалимском университете. И сейчас я вожу по этому городу, и по этой стране, туристов, пытаясь передать им, в силу своих сил и  возможностей, ощущение трепета  и волнения, которые  я сам испытываю всякий раз ,соприкасаясь  с энергетикой  этой Святой земли. Мне бы очень хотелось пригласить Вам всех в мою страну. Приезжайте, мы Вас ждем!!! Михаил Кендис, ваш экскурсовод в Израиле…

P.S. Выражаю огромную благодарность Наташе, модератору форума Отзыв.ру, за действенную помощь в создании этой работы. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий